МАУ ДОЦ "Лебедь"
с. Турочак, пер. Бийский, 15
+79619925577
dollebed@mail.ru
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "ЛЕБЕДЬ"
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТУРОЧАКСКИЙ РАЙОН"

Отдел образования администрации Турочакского района

Муниципального образования «Турочакский район»

Муниципальное Автономное учреждение «Детский

оздоровительный центр «Лебедь»

 

 

Согласовано

И.о. начальника отдела образования МО «Турочакский район»

______________/Е.М. Заркова/

 «___» _____________ 2021г

.

 

 

Утверждаю:

Директор МАУ ДОЦ «Лебедь»

 

_____________ / И. В. Загороднева/

«___» ________________ 2021г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

«Детский экспресс»

 

 

Возраст обучающихся: 7 – 17 лет

Срок реализации: 2 смена

 

 

 

 

Разработчик:

Третьяков Владимир Васильевич, учитель математики

с. Майма

 

 

 

 

 

 

с. Турочак,

2021 г.

Информационная карта программы

 

1.

Полное название программы

Дополнительная образовательная программа

«Детский экспресс»

2.

Автор программы

Третьяков Владимир Васильевич

учитель математики  с. Майма

3.

Руководитель программы

Загороднева Ирина Владимировна

директор МАУ ДОЦ «Лебедь»

4.

Территория, представившая программу

МАУ «Детский оздоровительный центр «Лебедь»

5.

Название проводящей организации

Администрация муниципального образования «Турочакский район»

6.

Полный адрес

649140, Республика Алтай, Турочакский район, с. Турочак, пер. Бийский, 15

7.

Телефон

8 (38843) 2-22-19

8.

Форма проведения

Программа реализуется в форме сюжетно-ролевой игры «Детский экспресс»

9.

Цель программы

Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность.

10.

Специализация программы

  • Спортивно-оздоровительное
  • Творческое (художественно-эстетическое)
  • Экологическое

11.

Сроки проведения

Июль (2 смена)

12.

Место реализации

Автономное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительный центр «Лебедь»

13.

Официальный язык программы

Русский

14.

География участников

В реализации программы принимают участие воспитанники образовательных учреждений

15.

Условия участия в программе

Для участия в программе ребёнку необходимо приобрести путёвку в МАУ ДОЦ «Лебедь»

16.

Условия размещения участников

Дети размещаются в спальных корпусах, которые представляют собой одноэтажные, деревянные здания. В спальных корпусах расположены комнаты для проживания детей, в каждой комнате до 10 человек. На территории МАУ ДОЦ «Лебедь» расположен пищеблок, медицинский корпус. Также на территории ДОЦ есть спортивный и детский городок,  для проведения дискотек и мероприятий есть эстрада, для проведения кружковой работы и мероприятий есть клуб.

17.

Категория участников программы

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья.

18.

Краткое содержание программы

Программа нацелена на укрепление здоровья детей через пятиразовое сбалансированное питание, через соблюдение режима дня, проведения оздоровительных процедур, а также укрепление духовного здоровья ребёнка через создание благоприятной обстановки во временном коллективе, через участие ребёнка в кружках, секциях, творческих мастерских, мастер классах и массовых мероприятиях.

19.

Условия достижения целей и задач программы

Взаимодействие и сотрудничество  педагогического и управленческого персонала ДОЦ «Лебедь».

20.

Исполнители основных мероприятий программы

Вожатые и воспитатели ДОЦ

21.

Ожидаемые результаты

  • Улучшение физического и психического здоровья детей и подростков, их максимальное оздоровление.
  • Осуществление индивидуальной психолого-педагогической и социальной коррекции детей и подростков, создание эмоционального благоприятного климата в детском коллективе
  • Развитие уровня социальной активности у участников смены.
  • Повышение общей культуры воспитанников, привитие им социально-нравственных норм.

22.

Система контроля

Последовательное отслеживание эффективности педагогических воздействий на ежедневных планерках, педагогических советах, вводная, пошаговая и итоговая диагностика, анкетирование.

 

 

Пояснительная записка

 

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний оздоровительный  лагерь. Детский лагерь призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха. Если считать приоритетными ценности и интересы детей, то атмосфера лагеря, его обстановка, структура и взаимоотношения в коллективе должны гармонизировать интересам и потребностям детей в соответствии с их внутренним миром и образом жизни. На период летней лагерной смены должны быть созданы оптимальные условия для безопасного времяпровождения, комфортного общения и личностного роста детей и подростков. Эти функции призван выполнять летний оздоровительный лагерь «Лебедь», который будет работать по программе «Детский экспресс».

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых в условиях клуба по месту жительства;

– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

– необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Актуальность программы «Детский экспресс»  позволяет каждому ребенку получить новые знания, приобрести различные навыки и жизненный опыт, а приобретенные знания помогут в самосовершенствовании и самореализации своих возможностей.    

Новизна программы заключается в гармоничном сочетании физкультурно-оздоровительной, творческо-познавательной и гражданско-патриотической деятельности.

 

Педагогическая целесообразность программы

 Как известно, лучший способ сделать отдых ярким, полезным и незабываемым – это отправиться в путешествие. Любое путешествие сопряжено с приключениями и, самое главное, с открытиями, которые, как волшебные двери, открывают перед детьми новые грани окружающего мира. Но самые главные открытия – это те, которые происходят внутри каждого из детей. Именно они оказывают влияние на формирование личности и ее качеств.

Программа «Детский экспресс» – это сочетание отдыха, развития и привития навыков здорового образа жизни ребёнку. Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся пассажирами– участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Программа призвана создавать условия для позитивного общения, выражения себя в творчестве, учит детей создавать праздник для себя и других. Игра придаёт эмоциональную окраску всему происходящему, создаёт атмосферу сотворчества, учит, помогает общаться.

Цель программы: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность.

Задачи программы:

  1. Организовать полноценный отдых и оздоровление детей;
  2. Создать условия для укрепления здоровья детей;
  3. Привлечь ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;
  4. Обеспечить условия для личностного развития детей;
  5. Развивать творческий и интеллектуальный потенциал личности;
  6. Организовать режим дня в соответствии с возрастными особенностями;
  7. Способствовать формированию культуры поведения, взаимодействия, навыков общения;
  8. Воспитывать патриотизм.

Принципы организации педагогического и воспитательного процесса в рамках программы:

  1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
  2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям воспитанникам и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
  3. Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
  4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

6. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.

7. Принцип включенности воспитанников в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.

8. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

 

Методы реализации программы (по Бабанскому Ю.К.)

  1. Методы формирования сознания личности ребенка;
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
  3. Методы стимулирования поведения и деятельности;
  4. Методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения.

 

Формы организации деятельности

Коллективные

Групповые

Индивидуальные

  • Праздники.
  • Конкурсы.
  • Экскурсии, походы.
  • Спортивные соревнования.
  • КТД.
  • Отрядные огоньки.
  • Беседы
  • Спортивно-оздоровительные мероприятия.
  • Создание и реализация проектов.
  • Работа кружков.
  • Индивидуальные беседы.
  • Создание и реализация проектов.

 

Ожидаемые результаты

 

  • Улучшение физического и психического здоровья детей и подростков, их максимальное оздоровление.
  • Осуществление индивидуальной психолого-педагогической и социальной коррекции детей и подростков, создание эмоционального благоприятного климата в детском коллективе
  • Развитие уровня социальной активности у участников смены.
  • Повышение общей культуры воспитанников, привитие им социально-нравственных норм.

 

Условия реализации программы

1.Кадровое обеспечение

            Директор лагеря несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение режима дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию работы кадров и содержание оздоровительно-воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведения мероприятий в рамках проекта, планирует и организует деятельность. Проводит с регистрацией в специальном журнале инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми.

            Старший воспитатель осуществляет общий контроль и руководство реализацией программы, руководит деятельностью педагогического коллектива, анализирует текущую ситуацию и вносит педагогические коррективы по эффективности осуществления программы, оказывают методическую помощь вожатым и воспитателям

           Воспитатели и вожатые являются непосредственными лицами, осуществляющими реализацию программы с отрядами.  Они готовят и проводят согласно плану мероприятия в отряде и лагере, несут ответственность за жизнь и здоровье детей.

           Спецкадры (инструктор по физвоспитанию, по плаванию, музыкальный руководитель, руководители кружков и секций) осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для организации досуговых мероприятий,  несут  ответственность за жизнь и здоровья детей во время организации деятельности с детьми по своему профилю.

В процессе реализации программы предусматривается взаимодействие с культурно - досуговыми центрами, информационно - библиотечной системой, МЧС, Пожарной охраной, специалистами территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, ГИБДД.

 

2. Материально-технические условия предусматривают:

  • Библиотека;
  • Спальные корпуса;
  • Административный корпус;
  • Столовая;
  • Медицинский пункт;
  • Душевые;
  • Игровая и спортивная площадки;
  • Хозяйственный инвентарь
  • Спортивный инвентарь;
  • Техническое обеспечение;
  • Настольные игры, игрушки, книги;
  • Канцелярские принадлежности.

 

Учебно-тематический план

Программа реализуется в форме сюжетно - ролевой игры «Детский экспресс». Все участники смены являются пассажирами поезда. Путешествуя по железной дороге, пассажиры (дети) открывают каждый день новую, неизведанную ранее станцию. Всего станций 14 – по количеству дней пребывания детей в лагере.

 

Тема дня

Наименование мероприятия

Форма проведения

Дата проведения

1 день

 Вокзал «Лебедь»

 

  • Прием детей, распределение по корпусам.
  • Знакомство с территорией лагеря, коллективом, традициями и законами лагеря.
  • Знакомство с техникой безопасности и

правилами внутреннего распорядка

  • Проведение игр на знакомство и игр на выявление лидера.
  • Вечер «Мы рады встрече!»

 

 

 

Экскурсия

 

 

Организационный сбор отряда

 

 

 

 

 

Вечер знакомств

28.06

2 день

Станция «Разведчики»

 

  • Кругосветка «Знай родные уголки»
  • Создание коллективной аппликации «Солнышко смеется»
  • Вечернее мероприятие «Зажги свою звезду»

Игра по станциям

 

Конкурс рисунков

 

 

 

Минута славы

29.06

3 день

Станция «Патриоты»

 

  • Торжественная линейка открытия смены
  • Конкурс рисунков «Край родной, на век любимый»
  • Беседа «Счастливая семья - крепкая страна»
  • Спортивная эстафета
  • Вечернее мероприятие «С чего начинается Родина ...»

Линейка

 

Конкурс рисунков

 

 

 

 

Концерт

 

30.06

4 день

Станция «Добрые люди»

 

  • «Мы идем в гости»
  • Конкурс на самую уютную каюту
  •  «Что я люблю больше всего!»
  • Спортивная эстафета
  • Вечернее мероприятие «Мы все такие разные» (визитка отряда)

Гостевания

 

 

Конкурс рисунков

 

концерт

 

1.07

5 день

Станция «Здоровье»

  • Акция: «Памятка 01»

 

  • Кругосветка «Тропа доверия»
  •  «Если хочешь быть здоров»
  • Вечернее мероприятие «Мульткино»

Изготовление памяток с номерами важных телефонов

Игра по станциям

 

Конкурс плакатов

Концерт

 

2.07

6 день

Станция «Экология»

  • Операция «Шишка»
  • Праздник необычных костюмов (использование вторичного сырья)
  • «Экологическая кругосветка»
  • Вечернее мероприятие «Сохраним планету вместе»
  • «Стиляги»

Экологический десант

Дефиле костюмов

 

 

Игра по станциям

Экологическая сказка

Тематическая дискотека

3.07

7 день

Станция «Позитив»

 

  •  «Театр - экспромт»

 

  • Кругосветка «Веселье в вагоне»
  • Вечернее мероприятие «Мистер Лебедь - 2021»

Конкурсная программа

Игра по станциям

 

Конкурсная программа

4.07

8 день

Станция «Героев»

 

  •  «Овеянный славой флаг наш и герб»»
  • «Мы - за мир!»

 

  • Вечернее мероприятие «Поклонимся великим тем годам»

Спортивно-игровая программа

Конкурс рисунков на асфальте

Концерт

5.07

9 день

Станция «Бизнесменов»

 

  • Кругосветка «В поиске клада»
  • Славянский базар
  • Аукцион песен «Лето - 2021»
  • Вечернее мероприятие «Мисс Лебедь -2021»

 

Игра по станциям

 

Ярмарка

Угадай мелодию

Конкурсная программа

6.07

10 день

Станция именинников

  • Конкурс на лучшее поздравление
  • Игра-викторина «Вопросы на все случаи жизни»
  • Вечернее мероприятие «Две звезды»

• «Хеллоуин»

Конкурс плакатов

 

Своя игра

Музыкальный конкурс

Тематическая дискотека

7.07

11 день

Станция проводников

  •  «Вожатый и я - очень спортивная семья».
  • Акция «Потеряшки»
  • Вечернее мероприятие «Вожатский концерт»

Спортивные состязания

Спортивно-игровая программа

Концерт

8.07

12 день

Станция «Любовь»

  • Кругосветка «В мире прекрасного»
  • «Варвара краса - длинная коса»
  • Вечернее мероприятие  «Лучшая пара»

 

Игра по станциям

 

Конкурс среди девочек

Конкурсная программа

9.07

13 день

Станция «Мои друзья»

  • Кругосветка «Мы возьмем с собой»
  • Подготовка «капсулы» пожеланий следующей смене
  • Вечернее мероприятие «Парад знаменитостей

Игра по станциям

 

КТД

 

Гала-концерт

10.07

14 день

«До свидания, экспресс!»

  • Операция «Чемодан»
  • Прощание с «экипажем»

 

11.07

 

 

Оценка эффективности программы

 

Ожидаемые результаты

Критерии оценки

Способы отслеживания

Осуществление индивидуальной психолого-педагогической и социальной коррекции детей и подростков, создание эмоционального благоприятного климата в детском коллективе

-Желание детей и подростков приехать  в лагерь ещё раз;

- Повышение собственной самооценки

- Анализ личных впечатлений детей и подростков.

- Непосредственное общение педагогов с детьми и подростками;

- Количество детей, активно участвующих в коллективно-творческих делах или общественной жизни лагеря.

Улучшение физического и психического здоровья детей и подростков, их максимальное оздоровление

- Настроение детей и подростков;

- Взаимоотношение в коллективе;

- Увеличение количества детей, участвующих в спортивных мероприятиях;

- Количество детей и подростков, прошедших оздоровительные процедуры;

- Снижение уровня заболеваемости и коэффициент оздоровления;

-Анкетирование,

«Цветок настроений»,

отслеживание отрядных и индивидуальных спортивных показателей

Развитие уровня социальной активности у участников смены

- Организация мероприятий для возможности самореализации воспитанников.

- Активность участия в массовых мероприятиях.

- Наблюдение;

- Итоговая выставка детских, творческих работ;

- Навыки самоорганизации;

- Анализ результатов участия в конкурсах и соревнованиях;

- Рейтинг популярности творческих мероприятий.

Повышение общей культуры воспитанников, привитие им социально-нравственных норм.

 

 

- Посещение мероприятий, носящих патриотический, исторический и культурный характер (экскурсии,  изучение литературы), которые помогут воспитать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру;

- Отсутствие конфликтных ситуаций;

- Уровень и характер взаимоотношений взрослых с детьми и между детьми

-Дети обретут новые знания о родном крае и научатся бережно и с любовью относиться к своей Родине, что способствует возникновению интереса к изучению истории родного города, края, страны.

-Тестирование, анкетирование межличностных отношений детей и подростков, дневник вожатых, эмоциональная оценка дня, смены

 

Список литературы

 

  1. Афанасьев, С.П., Коморин, С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере, или 100 отрядных дел. Методическое пособие / С.П. Афанасьев. – Кострома: РЦ НИТ «Эврика-М», 1998.- 104 с.
  2. Вариативные программы учреждений отдыха и оздоровления детей // Дополнительные образовательные программы. – № 1 (19) 2012.
  3. Внеклассные мероприятия в 5 – 7 классах / авт.-сост. Е.Н. Арсенина и др. – Волгоград: Учитель, 2005. – 175с.
  4. Григоренко, Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 97 с.
  5. Григоренко, Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере / Ю.Н Григоренко. – М.: Просвещение,1999. – 160 с.
  6. Здравствуй, лето красное!:игры и развлечения в летнем лагере / сост. Т.А. Бочарова, Л.А. Шабаршова. – Оренбург: ООДТДМ им. В.П. Поляничко, 2012. – 156 с.
  7. Кулаченко, М.П. Весёлое лето / М.П Кулаченко. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 248 с.
  8. Курганский, С.М. Путешествие по играй-городу. Организация досуговой деятельности школьников / С.М. Курганский. – М.: 5 за знания, 2008. – 192 с.
  9. Латыпова, Л.А. Создание психологического комфорта в детском оздоровительном лагере: методические рекомендации / Л.А Латыпова. – Оренбург: ОДТДМ, 2011. – 83с.
  10. Лето – дело серьезное: сборник методических материалов / сост. Н.В. Соколова, Т.М. Пулова; под ред. М.Н. Крухмалевой; науч. конс. А.И. Щетинская. – Оренбург: ООДТДМ, 2012. – 120 с.
  11. Лобачева, С.И., Жиренко, О.Е. Справочник вожатого / С.И. Лобачева, О.Е. Жиренко. – М.: ВАКО, 2007. – 192 с. – (Мозаика детского отдыха).
  12. Лунина, Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. Учебно-методическое пособие / Г.В. Лунина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 128с.
  13. Маслов, А.А. Портфель вожатого / А.А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237с.
  14. Методическое пособие по организации летнего отдыха детей. / Сост.: С.П. Беткер, Е.Н. Лемня, Г.Ф. Ранева; Под. Ред. Е.Г. Мазуровой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП Полиграфист, 2001. – 172 с.
  15. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере, 1-11 классы / авт.-сост. С.И. Лобачева. - М.: ВАКО, 2007. – 208с. (Мозаика детского отдыха).
  16. Пикалова, Г.Ф. Примерная программа обучения отрядных вожатых детских оздоровительных учреждений / Г.Ф.Пикалова //Внешкольник Оренбуржья. – 2011. №1-2.- С. 20-21.
  17. Роткина, Т.С., Курзова О.А., Нестеренко А.В. Уроки добра и милосердия / Т.С.Роткина, О.А. Курзова, А.В.Нестеренко. – Оренбург: Изд-во «Детство», 2007. – 160 с.
  18. Создание психологического комфорта в детском оздоровительном лагере: методические рекомендации / авт.-сост. Л.А. Латыпова, Т И. Лучина; науч. конс. А.Д. Насибуллина. – Оренбург: ОДТДМ, 2011. – 84 с.
  19. Соколова, Н.В. Внимание каникулы!: сборник программ и материалов по организации каникулярного отдыха детей / Соколова Н.В. – Оренбург: Изд-во «Детство», 2010. – 136 с.
  20. Соколова, Н.В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря / Н.В. Соколова. – Оренбург: Изд-во «Детство», 2009. – 120 с.
  21. Соколова, Н.В. Профильная смена как форма поддержки талантливых детей и подростков в условиях ДОЛ / Соколова Н.В. // Внешкольник Оренбуржья. – 2011. №1-2. – С. 5-7.
  22. Типовое положение о детском оздоровительном лагере (разработанные Минздравсоцразвития РФ 15.04.2011 г. № 18-2/10/1-2188);
  23. Учебник для вожатого. М.П. Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  24. Чесноков, Н.Д. Лето, лето, лето / Чесноков Н.Д. – Оренбург: ОДТДМ, 2001. – 130 с.
  25. Шмаков, С.А. Учимся, играя: методическое пособие / С.А. Шмаков. – М.: ЦГЛ, 2004. – 128 с.